XV век... Эпоха Готики и Раннего Возрождения...
В живописи Северного Возрождения доминируют религиозные сюжеты, но их изображение обретает более светский характер и натуралистичную точность. Искусству Северной Европы оставался чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к идеализации, зато с особенной любовью изображались природа и предметы быта.
Персонажи на картинах художников Северного Возрождения кажутся написанными с натуры. Возьмем к примеру картину Ян ван Эйка "Портрет четы Арнольфини".
По замыслу данная картина не имеет аналогов в XV веке. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге, изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами.
Размер картины: 82 х 60 см.
Дерево, масло.
Лондон: Национальная галерея.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Так же поступил и Ян ван Эйк. Имеются у него и яблоки, и собачка, и четки, и горящая в люстре свеча. Но Ян так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. Также собачка может быть и символом сладострастия. Так же можно толковать и изображение кровати.
Латинская надпись (на стене) гласит: "Ван Эйк был здесь". По-видимому, художник был свидетелем бракосочетания. Надпись можно понимать и как доказательство авторства картины.
Роскошные одеяния супругов подчеркивают их богатство и положение в обществе.
На невесте зеленое платье - это цвет плодородия. Она ждет ребенка или одета по моде того времени?
Выпуклое зеркало написано со сверхъестественным мастерством. В нем отражается окно, кровать, потолок, и еще две фигуры. В рамку вставлены 10 медальйонов со сценами из жизни Христа.
Туфли сброшены: это означает, что персонажи находятся в сакральном пространстве.
Как мы видим, использование масляных красок позволило Ван Эйку достигнуть невероятного уровня детализации. Все предметы написано одинаково ясно и точно.
Гентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Joos Vijdt) для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат братом Хубертом ван Эйком. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Освящён 6 мая 1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени. Он положил начало новому видению мира, воздействие которого простирается далеко за пределы его эпохи.
Художник умер в Брюгге в 1441 году. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»
Статья подготовлена по материалам из таких источников:
www.ru.wikipedia.org
www.shakespeare.ksu.ks.ua
Роберт Камминг "Полная энциклопедия искусства"
В живописи Северного Возрождения доминируют религиозные сюжеты, но их изображение обретает более светский характер и натуралистичную точность. Искусству Северной Европы оставался чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к идеализации, зато с особенной любовью изображались природа и предметы быта.
Персонажи на картинах художников Северного Возрождения кажутся написанными с натуры. Возьмем к примеру картину Ян ван Эйка "Портрет четы Арнольфини".
По замыслу данная картина не имеет аналогов в XV веке. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге, изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами.
Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" 1434 год |
Размер картины: 82 х 60 см.
Дерево, масло.
Лондон: Национальная галерея.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Так же поступил и Ян ван Эйк. Имеются у него и яблоки, и собачка, и четки, и горящая в люстре свеча. Но Ян так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. Также собачка может быть и символом сладострастия. Так же можно толковать и изображение кровати.
Латинская надпись (на стене) гласит: "Ван Эйк был здесь". По-видимому, художник был свидетелем бракосочетания. Надпись можно понимать и как доказательство авторства картины.
Роскошные одеяния супругов подчеркивают их богатство и положение в обществе.
На невесте зеленое платье - это цвет плодородия. Она ждет ребенка или одета по моде того времени?
Выпуклое зеркало написано со сверхъестественным мастерством. В нем отражается окно, кровать, потолок, и еще две фигуры. В рамку вставлены 10 медальйонов со сценами из жизни Христа.
Туфли сброшены: это означает, что персонажи находятся в сакральном пространстве.
Как мы видим, использование масляных красок позволило Ван Эйку достигнуть невероятного уровня детализации. Все предметы написано одинаково ясно и точно.
"Глаз Ван Эйка был телескопом и микроскопом одновременно"
Эрвин Панофски
Сведения о происхождении Ван Эйка темны и загадочны, а его работы можно проследить лишь с 1430-х гг. Будучи художником и дипломатом, в 1422-1425 гг. он служил при дворе графа Иоанна Баварского в Гааге, а затем - при дворе Филиппа Доброго, герцога Бургундии.
Ван Эйк блестяще использует возможности масляной живописи для передачи мельчайших деталей и особенностей фактуры предметов.
Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Он первым начал писать портреты представителей купечества и буржуазии. Его работы отражают новые ценности этого сословия: чувство собственного достоинства, стремление к процветанию, аккуратность и осмотрительность, сдержанность в проявлении эмоций, отношение к искусству как отражению реальности и кропотливому ремеслу. Ян Ван Эйк создал тип погрудного портрета в трехчетвертном повороте, сосредотачиваясь на облике человека.
Детальное изображение головного убора и то, как он сидит на голове, позволяет предположить, что он был написан отдельно от модели.
Человек в красном тюрбане, 1433, 25,5 х 19 см (Лондон: Национальная галерея) |
Детальное изображение головного убора и то, как он сидит на голове, позволяет предположить, что он был написан отдельно от модели.
Другие работы Ян Ван Эйка:
Благовещение, ок.1420-1430 (Вашингтон: Национальная галерея) |
Фрагменты картины:
***
Гентский алтарь (Поклонение агнцу), 1432 (Гент: собор Св. Бавона) |
Гентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Joos Vijdt) для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат братом Хубертом ван Эйком. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Освящён 6 мая 1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени. Он положил начало новому видению мира, воздействие которого простирается далеко за пределы его эпохи.
Художник умер в Брюгге в 1441 году. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»
Статья подготовлена по материалам из таких источников:
www.ru.wikipedia.org
www.shakespeare.ksu.ks.ua
Роберт Камминг "Полная энциклопедия искусства"
Немає коментарів:
Дописати коментар