Как хранить и ухаживать за картинами, написанными маслом?


Картины, написанные маслом, требуют определенных условий хранения и периодического ухода за ними. Правила хранения масляной живописи достаточно просты, но выполнять их представляет сложность, так как помещения, в которых они находятся, часто не соответствуют требуемым условиям  к хранению картин.


ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ ЖИВОПИСИ
1. Температурно-влажностный режим: 18-22°С при 40-70% влажности. Самое страшное для любых картин – резкие перепады температуры. Знайте, например, что уезжая из дома зимой и отключая полностью отопление, вы постепенно портите живопись. Также нельзя, чтобы на картину постоянно попадали брызги.
2. Максимальная освещенность 150 люкс.
3. Лампы силой свыше 100 свечей (100Вт лампа накаливания или 20Вт люминесцентная лампа) должны быть помещены не ближе одного метра от объекта (200 свечей - около 2 метров и т.д.).
4. Недопустимо попадание прямого солнечного света. От прямого цвета некоторые пигменты выцветают. Самый лучший свет – рассеянный. Так же можно применять специальную подсветку, лучше с лампами, которые не греются и не искажают цвета.
5. Недопустимы подвижность воздуха (сквозняки) и резкие перепады температуры и влажности.
6. Желательно не трогать руками красочный слой. Если картину без конца трогать пальцем, в тех местах цвета, с годами, могут потускнеть.
7. Не размещать над отопительными приборами и под кондиционерами.
8. Очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.
9. Очень не благоприятны продукты горения: копоть, сажа, табачный дым; масла выделяемые при приготовлении пищи и т.п.
10.  Хранить в хорошо вентилируемых помещениях.


СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ЖИВОПИСЬЮ
1. Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели - материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.
С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном. Чистка водой. Перед чисткой нужно убедиться, что на картине нет трещин в красочном слое.  Если трещины есть, то чистить этим способом нельзя. Удаляют более сильные загрязнения и жир. Можно использовать мягкую тряпочку (фланель) ватные диски и, если живопись рельефная, пастозная – мягкую зубную щетку для труднодоступных участков и с большой осторожностью, так как некоторые пигменты могут оказаться менее стойкими к истиранию.  Тряпочку намочить и хорошо отжать, она должна быть влажной, а не мокрой. Мыльный раствор.  Если вода не помогла. В целом правила такие же, как для чистки водой. Кроме этого: раствор мыла должен быть не сильным, а мыло не щелочным. Вода должна быть теплой. После чистки можно нанести каплю льняного или макового масла тщательно и аккуратно  растерев его чистой тряпочкой, излишки так же аккуратно вытереть. Этот способ освежает цвета.
2. При сильном загрязнении самостоятельно не чистите картину - это должен делать специалист.
3. Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
4. Если холст картины провис (появились складки или неровности) - никогда не мочите холст с обратной стороны водой, это может привести к отслоению грунта картины. Если у вас модульный подрамник - осторожно подбейте клинья, а если глухой, то обратитесь в багетную мастерскую - потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.

ЧТО НЕВОЗМОЖНО ОЧИСТИТЬ
1. Если картина старая и пожелтела, скорее всего, её писали смешивая пигмент на льняном масле. Это масло наиболее популярно и у старых мастеров и сегодня. Льняное масло с годами окисляется и придает живописи  желтоватый «музейный» оттенок.

2. Если по прошествии десятилетий и столетий некоторые цвета изменяются, часто темнеют. Это связано химическим составом красок и их взаимодействием в некоторых комбинациях.

3. Если картина выцвела. Выцветают со временем ЛЮБЫЕ картины. Масляная живопись в этом отношении наиболее стойкая и этот дефект не самый быстрый во времени. Но тем не менее такое возможно.

ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ

По прошествии 1-2х лет (зависит от техники и толщины красочного слоя), картины обычно покрывают специальным лаком для картин. Если вы купили «свежую» картину, то после 1-2х летнего срока вы сможете это сделать сами. Как я покрываю лаком картины можно посмотреть здесь.

Всем творческого вдохновения! 

1 коментар:

  1. Самое главное покупайте холсты уже с готовым грунтом! Грунт должен быть акриловым, а не эмульсионным!

    ВідповістиВидалити