Как выбрать холст?

В данной статье я расскажу, на что нужно обращать внимание при выборе такой популярной основы для живописи как холст (из какого материала изготовлен/грунтовку/крепление), а также поделюсь полезными советами.

Нужно отметить, что само слово холст не несет в себе какой-либо информативности. А дело вот в чем. Изготавливаются холсты из разных материалов и имеют различное плетение. Таким образом, прочность и реакция на изменение температуры и влажности воздуха у каждого холста соответственно разная.

МАТЕРИАЛ

Льняной холст
Льняной холст, пожалуй, самый распространенный вид ткани, используемой художниками в качестве основы для живописи. И выбор этот не случаен: льняной холст обладает наибольшей прочностью и стойкостью к атмосферному влиянию; волокна льна имеют повышенный коэффициент истираемости, что позволяет холсту сохранять свою первоначальную зернистость. Истираемость — способность материала изменяться в объёме и массе под действием истирающих усилий. Истираемость зависит от твердости материала: чем выше твердость, тем меньше истираемость.

Качество льняного холста:
  • холсты, изготовленные из пряжи длинного волокна имеют ровную по толщине нить и считаются более качественными;
  • холсты, изготовленные из отходов первичной обработки, имеют неравномерную нить с узелками и считаются менее качественными.
Лён следует выбирать, когда:

1. Необходимо отличное качество и длительная сохранность работы.
2. Есть финансовая возможность приобрести лён.
3. Необходима дополнительная прочность основы для живописи.

Хлопчатобумажный холст
Среди прочих натуральных холстов, использующихся в настоящее время для живописи, можно выделить: хлопчатобумажный холст, так называемую, бортовку (хлопковый холст). В отличие от льняного хлопчатобумажный холст менее прочен, больше поглощает влагу, а следовательно, подвержен гниению, в натянутом состоянии со временем подвержен провисанию. Бортовка или суровое полотно изготавливается из отходов первичной обработки льна. Нить такого холста неравномерна по длине и толщине, а сам холст непрочен. После проклейки и грунтовки возможно образование трещин.


Синтетический холст
Синтетические холсты производятся из полиэстера, прочны, устойчивы к атмосферному воздействию. Однако, такие холсты еще не прошли проверку временем. Синтетические холсты могут содержать натуральные нити, это, так называемые, комбинированные холсты. На современном рынке можно встретить, например, полульняной холст. Важно понимать, что синтетические и растительные волокна обладают различными свойствами, что в свою очередь может привести к растрескиванию красочного слоя.

ЗЕРНИСТОСТЬ

Выделяют такие холсты:
  1. мелкозернистые
  2. среднезернистые
  3. крупнозернистые

Мелкозернистый холст идеален для гладкой тонкослойной живописи. Для пастозной живописи удобнее использовать крупное зерно. И дело здесь даже не в общем восприятии самой работы и фактуры основания. Крупнозернистый холст способен выдерживать нагрузку фактурной живописи без деформации.

ГРУНТОВКА - ДА/НЕТ

В свою очередь вы можете купить либо суровый, либо грунтованный холст.
Суровый холст следует выбирать когда:

1. Необходим полный контроль грунтовки и натяжки полотна.
2. Художник имеет время, технические возможности и опыт, чтобы натянуть и загрунтовать холст правильно.

КРАСКИ МАСЛЯННЫЕ ИЛИ АКРИЛОВЫЕ?

Масляные краски могут применяться на холстах, как с масляным так и с акриловым грунтом.    
Акриловые краски могут применяться на холстах исключительно с акриловым грунтом.
Масляные и акриловые краски можно применять при работе, как с льняным так и с хлопчатобумажным холстом.

КРЕПЛЕНИЕ ХОЛСТА

Холст на подрамнике

Подрамник - это деревянный каркас прямоугольной, квадратной (может быть и другой формы), на который натягивается холст. Поверхность при этом пружинит и держит форму. Как правило, для изготовления холстов на подрамнике применяется только ручная работа. Это обеспечивает максимальное качество основы.

Холст на картоне


Основа, которая состоит из двух частей: плотный лист картона, на который «намертво» приклеен прогрунтованный холст. Такая основа - отличный выбор как для экспериментальных работ или эскизов, так и для серьезных произведений. Гладкий и упругий картон обеспечивает ровную поверхность, а хлопковый холст (мелкозернистый) создает нежную фактуру.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
  1. Следует выбирать холст с ровным плетением, нитями ровными по длине и ширине, без узлов и торчащих нитей. При неравномерной толщине нитей реакция на температуру и влажность в различных частях холста неодинакова, что нарушает сцепление с грунтом и может вызвать разрушение красочного слоя.
  2. Холст должен иметь повышенную стойкость к атмосферному влиянию (влаге, изменению температуры). Самыми прочными и стойкими считаются холсты с частым переплетением нитей.
  3. Не следует покупать отбеленные холсты. Использующиеся для этого средства резко снижают прочность ткани.
  4. Подрамники должны быть не глухими, а на клиньях, что позволяет избегать провисания холста со временем и всегда дает возможность поддерживать холст в натянутом состоянии невзирая на возможные перепады влажности и температуры.
  5. Категорически не покупайте холсты с негрунтованными торцами! Этот холст сделан "кустарным" способом и соответственно с "кустарным" качеством. 
  6. Чем больше размер картины, тем более плотный и тяжелый холст необходим. Для картины размером 120 см и больше, рекомендуется применять хлопок (или лён) плотностью от 280 г/м2.
Я отдаю предпочтение хорошо грунтованному холсту на подрамнике (100% лён).
Покупаю в художественных магазинах.

Творческого вам вдохновения!
С уважением, Татьяна Монич

www.monich.com.ua

7 коментарів:

  1. Не вводите людей в заблуждение пятым пунктом "полезных советов". Как раз холсты с не загрунтованными торцами и являются более качественными, чем с загрунтованными, при прочих равных условиях. Поскольку холст должен быть сначала натянут, а затем загрунтован, иначе при натяжке уже загрунтованного полотна возникнут микротрещины, через которые масло может проникнуть на обратную сторону, что недопустимо. А появление холстов с загрунтованными торцами связано с машинизацией производства. Проще закатать рулон холста на станке, чем мучиться с каждым в отдельности. Но есть фирмы, уважаемые многими профессиональными художниками, которые технологии сохранили, и назвать их кустарными не повернется язык. Успехов Вам в творчестве!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Здравствуйте,а вы не могли бы назвать марки таких холстов ,как раз нахожусь в поиске ,качество готовых грунтованных не то чтобы удовлетворяет-иной раз ужасает
      Спасибо большое

      Видалити
    2. Здравствуйте,а вы не могли бы назвать марки таких холстов ,как раз нахожусь в поиске ,качество готовых грунтованных не то чтобы удовлетворяет-иной раз ужасает
      Спасибо большое

      Видалити
  2. Хотелось бы порисовать на льняном холсте, но художники, чаще всего, люди не состоятельные, так, что рисую на бумаге. Бумажный холст меня полностью устраивает. Мне нравится его прочность, хороша цветопередача. Просто хотелось бы для сравнения. Относительно синтетического материала, в статье правильно указано, что он не прошел проверки времени, а это вызывает недоверие. Подрамник достойный вариант. С выбором красок у меня не возникает проблем. Я покупаю их на портале sniezka.ua. Надеюсь, моя рекомендация станет полезной. Давайте делится советами) Ведь в наших руках сделать этот мир ярче и краше!

    ВідповістиВидалити
  3. Есть недорогие китайские холсты которые по отзывам художников довольно неплохи, но только не проверить их временем. Мы вот в мастерской bstrekoza.ru используем холст хлопковый называется braunberg, вроде так. Художники говорят что краска ложится хорошо, не провисает, но вот что со временем) стоит он порядка 300 р за метр ) как то так)

    ВідповістиВидалити
  4. УПАСИ ВАС БОГ СВЯЗЫВАТЬСЯ С КИТАЙСКИМИ ХОЛСТАМИ – Brauberg, Phoenix, Yang, Bogelinuo/Bgln и т.п. – никогда не покупайте это, простите, откровенное дерьмо! Они еще хуже, чем российские холсты.
    А китайские холсты из хлопка – это вообще самые худшие холсты их самых худших. Они по прочности уступают даже плотному картону. Ума не приложу, почему так китайцы так халтурят и на кого рассчитывают.
    В принципе китайское "чудо" еще можно использовать для обучения на пару тройку лет с нашими, еще раз простите, сраными красками вроде Гаммы, но для большего? Это нужно быть совсем беспечным.
    Проще писать на туалетной бумаге.
    Если вам хоть немного дорого ваше творчество, покупаете холсты производства Америки, Франции, Бельгии или той же Италии. Мне вот очень нравятся холсты ЛИБЕКО ЛАГАЕ. Они вообще считаются лучшими в мире. Но и без них есть много вполне хороших и недорогих холстов, Например, Lanificio Prato, Artfix, Pintura и т.п.
    Умейте выбирать, иначе ваша живопись превратиться в труху и вы никогда не станете успешным!

    ВідповістиВидалити
  5. Наталья Ковалева30 вересня 2017 р. о 21:28

    Полностью с вами согласна. Только где купить тот же итальянский холст? Мне например очень понравились с виду холсты Ланифицио, но кроме как в этом месте lenaholst.ru я их больше нигде в России не нашла. Одно время они продавались в одном из московских магазинов, но давно уже не продаются. Такое ощущение, что над нами просто издеваются.

    ВідповістиВидалити